воскресенье, 23 мая 2021 г.

Знакомые места Санкт-Петербурга

 

Аничков мост


Собираясь сегодня на вечернюю прогулку на теплоходе, я проверяла себя по карте о разрешенных стоянках рядом с пристанью у Аничкова моста. 



И тут понимаю, что я ни разу за сорок с лишним лет по настоящему не приглядывалась к нему. Привлекли названия скульптурных групп, обозначенные на картах. Почитала, поискала фото… И, если интересно, небольшая история о мосте и конях, о подарках и путешествиях.

Мост строился, как обычно, сначала деревянным — в 1716 году, потом каменным - в 1785 году, а потом и «широким» каменным - в 1841 году. Он же, в принципе, и сейчас соединяет Невский проспект над Фонтанкой и является одним из символов Санкт-Петербурга. А вот украшение и оформление моста — это целая история.

За десять лет до современной реконструкции моста, скульптор барон Петр Клодт получил предварительный заказ от Николая I на скульптурные композиции для пристани на Адмиралтейской набережной. Но начинающий мастер, вложивший в процесс много сил и вдохновения, запросил неимоверную сумму за свое произведение и заказчик вынужден был отказаться от коней. Видимо с этого момента, Николай и невзлюбил Клодта, хоть и признавал его талант.

А барон, все таки создав две скульптурные группы, предложил ими оформить устои Аничкова моста (история умалчивает — за какие деньги). Проект довольно быстро утвердили. И наряду с чугунными перильными ограждениями работы Брюллова (по мотивам немецких с королевского моста в Берлине), мост украсили две бронзовые композиции Петра Клодта. Скульптор доработал группу «Конь с идущим юношей» к 1838 году, а вторую группу «Юноша, берущий коня под уздцы» уже к 1841. Их поставили лицом к Садовой улице, а на другой стороне их гипсовые копии, покрашенные под бронзу. Изначально было решено отлить в бронзе копии первых двух групп. Но только что отлитые композиции в 1842 году Николай I дарит прусскому монарху, прямо из литейного цеха они уезжают в Берлин.



Со второй попытки в 1843 году кони встали на мост, но простояли недолго, поскольку Николай I, в благодарность за хорошую встречу супруги в путешествии по Италии, в 1846 году отправляет в дар королю обеих Сицилий Фердинанду II . 



Но у Клодта, с детства увлекавшимся лошадьми, за это время появилась идея «полного цикла» укрощения коня. Он создает новые две группы: «Юноша, поверженный конём» и «Юноша, осаживающий коня».

И, наконец то, скульптурная композиция «Укрощение коня человеком» занимает свое настоящее место. Две неподкованные группы начала цикла смотрят в сторону Литейного проспекта, где в то время располагались кузни, а две подкованные, подчиненные человеку, идут обратно.




Можно и не говорить, что скульптор-анималист барон Петр Клодт во всем цивилизованном мире стал очень известным и признанным художником.

Комментариев нет:

Отправить комментарий